Не отвергая значения дедукции в получении нового знания, Ф. Бэкон выдвигал на передний план индуктивный метод научного познания, опирающийся на результаты эксперимента.
По мнению Ф. Бэкона, исследованию природы и развитию философии мешают заблуждения, предрассудки, познавательные “идолы” (idolum — “призрак”, “видение”). Имеются “идолы” четырех родов. “Идолы рода” коренятся в самой природе человека. Индивид, например, склонен считать, что чувства человека есть мера всех вещей, он проводит аналогии с самим собой, а не основывает свои заключения о вещах на “аналогиях мира” (так, человек вносит цель во все предметы природы). “Ум человека, — отмечал он, — уподобляется неровному зеркалу, которое примешивая к природе вещей свою природу, отражает веши в искривленном и обезображенном виде” (Ф. Бэкон. Соч. в 2-х томах. Т. 2. М., 1978. С. 18). “Идолы пещеры” обусловлены индивидуальным жизненным опытом узостью (“пещерностью”) этого опыта; в этом опыте — и ошибки, почерпнутые из книг, основанные на заблуждениях других людей. “Идолы площади” возникают в результате принятия слов “толпой”, при “взаимной связанности” людей, когда слова либо имеют разный смысл, либо обозначают несуществующие вещи; включаясь в язык исследователя, они мешают достижению истины. Четвертый род “идолов” — “идолы театра”. Это — те или иные философские творения, гипотезы ученых, многие начала и аксиомы наук; они созданы как бы для театрального представления, для “комедии” (игра в вымышленные искусственные миры). Необходимо уметь распознавать все эти “идолы” и преодолевать их. Построение понятий “через истинную индукцию, — утверждал Ф. Бэкон,— есть, несомненно, подлинное средство для того, чтобы подавить и изгнать идолы” http://www.irbis.vegu.ru/repos/2328/HTML/17.htm
Journal information