Писатели Нового Завета разделяют со своими современниками в целом донаучный подход к таким вопросам, как физическое строение вселенной, болезни и чудеса*. Это значит, что можно подобрать эллинистические соответствия для многих элементов Евангелий, например, для представления об одержимости бесами* (включая уверенность, что бесы могут переходить из одного «носителя» к другому) и о таких природных явлениях, как землетрясение и затмение Солнца. Иногда трудно решить, имеем ли мы дело с непосредственным эллинистическим влиянием или же с независимым развитием сходных идей. Так, мотив хождения по воде (Мк 6:47-51) напоминает легенду об аргонавтах (Аполлоний Родосский Аргонавтика I. 179-184), но на самом деле может быть теснее связан с представлением Ветхого Завета о Яхве, укрощающем буйное море.
Некоторым событиям вокруг рождения и смерти Иисуса можно было бы подобрать параллели в греко-римских героических мифах - сюда относятся повествования об астрономических знамениях и снах*, возвещающих рождение знаменитого человека или сопровождающих его смерть. Есть классические истории о героях и славных мужах, рожденных смертной женщиной и божеством (напр., Персей, Платон, Александр). Существуют также мифы о возвращении умерших к жизни и о восхождении героя на небеса (ср. Дионис и Геракл). Однако мы должны подчеркнуть, что можно лишь в общем и целом говорить о греко-римских параллелях, но не о точных соответствиях; кроме того, некоторые мотивы прослеживаются и в еврейской традиции.http://krotov.info/spravki/history_temy/27_ae/aelliniz.html
Древнегреческая мифология
Религия в России
Journal information